Если бы месяц назад мне кто-нибудь сказал, что книга Макса Фрая может пробудить у меня вкус к жизни, я бы не поверила ("Мне нравятся его книги, но вкусопробудительных качеств в них не замечала."). Неделю назад начала читать "Ключ из желтого метала", и во мне словно щелкнул нужный переключатель, впервые за много месяцев. Сложно даже объяснить, почему.

      В книге нет никаких откровений или эмоционального накала. Специфичность стиля и языка Фрая здесь поднимается до небывалых высот. Зато стала заметна способность использовать по-человечески и функционально (а не просто, чтобы было) художественные приемы ("Я не испугался, но явственно ощутил, что мой будущий ужас уже разлит по полу и понемногу прибывает, как вода во время потопа."").

      Повороты сюжета, конечно, хороши, но сама атмосфера истории сглаживает острые углы. Для меня самое привлекательное - здешние герои. Нет ни одного проходного или даже второстепенного, все "полноправны" настолько, что главного считаешь, скорее, рассказчиком.

      Особо нежные чувства у меня вызывают отец и бывшая няня (всё-таки) главгероя.

- А отца и няню я бы на твоем месте куда-нибудь увез, твердо сказал <герой, имя которого тянет на спойлер>. - Хотя бы на пару месяцев. И ключ под ковриком для пана Болеслава оставил бы. Пусть заходит, берет, что надо, и проваливает ко всем чертям.
- Если я расскажу домашним, что злой пражский колдун вышел на охоту за их скальпами, Рената заверещит от восторга, напечет пирожков, наденет свою самую красивую юбку и с нетерпением будет ждать роковой встречи. А Карл, возможно, отнесется к делу серьезно и перевезет в безопасное место свои самые ценные шарманки. Если, конечно, не отправится наверх поиграть и не забудет о своем похвальном намерении. А он скорее всего отправится. И поиграет. И забудет. Как в таких условиях проводить эвакуацию, не представляю.

      Хочется читать не отрываясь и одновременно растягивать удовольствие как можно дольше. Осталось с десяток страниц.

      Неделю я описывала всем книгу как сложный кусочек паззла, который подошел к происходящему сейчас со мной. Но чем ближе к концу истории, тем больше мне ясно очевидное: она подходит как ключ. И я хочу его повернуть.