Оригинал взят у casus_kazi в post
Про феминизм и веганство.
Начну банально, я не поддерживаю навязывание людям мясной диеты или обесценивание чьего-то выбора быть веганкой.
Я против такой постановки вопроса, как "есть ли у вас оправдания/причины не быть веганкой", "является ли таким оправданием разоблачение насильственных стратегий и неблаговидных поступков некоторых членов веганской субкультуры".
Такая постановка утверждает меня во мнении, что веганство как идеология в настоящий момент направлено не на рефлексию привилегий, а на монополизацию идеи рефлексии привилегий, закрепление ее за одним направлением правозащитной мысли и одной достаточно узкой практикой внутри него.
...
Думаю, что нельзя требовать от женщины, находящейся в угнетенном положении, чего-то сверх минимума: не участвовать в намеренном мучении живых существ, не связанном с бытовыми потребностями и превышающем тот уровень принятого в обществе насилия, которое осуществляется большинством неосознанно.
Да, этот базовый уровень принятого насилия, воспринимаемый, как белый шум, необходимо критиковать, в том числе через сравнение с тем насилием, которое уже перешло в разряд рефлексируемого обществом. Полезно напомнить среднему классу, что мясо, которое он покупает, не растет на деревьях, а является результатом умерщвления живых существ. Но это не значит, что в оценке поведения конкретного человека мясоедения на полном серьезе можно приравнять к намеренному убийству. В результате убийство просто "обесценится" и окажется, что если я ем мясо, я могу пойти и для развлечения убить собаку, разницы-то нет. Но на самом деле уровень заглушения в себе эмпатии, который необходим для мясоедения и для такого убийства, совершенно разный и содержит разную степень общественной опасности.
Поэтому женщина, находящаяся в тяжелой ситуации, имеет право есть мясо и носить мех, но не имеет права участвовать в избиении мигрантов или насиловать подруг.
Кроме того, насилие или пользование результатами насилия бывает способствующим выживанию или эмансипации, а бывает никак с ними не связанным или, наоборот, отвлекающим от осознания собственной угнетенной ситуации путем предоставления "развлечений" насилием над другими. Нет, рабочему не помогает освободиться покупка проститутки, а вот возможность купить мясо по приемлимой цене и не бегать по всему городу в поисках веганских продуктов освобождает у женщины много сил для эмансипации.
Можно, конечно, сказать, что это все слишком относительно. Но, по-моему, это не более относительно, чем понятие согласия в сексе, относительность здесь привнесена искусственно.
...