понедельник, 26 октября 2015
На фоне пары дней паники из-за того, что "Берег утопии" не сразу появился в афише, я прочитал наконец саму пьесу. На шестой-то год надо прочитать, даааа. Обнаружили с Элирией, что отлично цитируем на пару куски диалогов. Сюда я собрал самое любимое.
----------------------------
МИХАИЛ БАКУНИН: "Я тебя никогда больше ни о чем не попрошу..."
(перед тем, как в сотый раз попросить в долг)----------------------------
АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН
(парижскому нищему 21 июня 1848 г.): Чего вам нужно? Хлеба? К сожалению, хлеб в теорию не входил. Мы люди книжные и решения знаем книжные.
----------------------------
Идеальная иллюстрация положения женщины в тогдашних революционных и интеллектуальных кругах, а также в нынешних - либеральных, анархистких и активисткихБАКУНИН. Он продолжал настаивать на своем, Пьер Жозеф. Я объяснял ему Гегеля. Его жена накрывала ужин у камина, шла спать, вставала, накрывала завтрак, а мы все сидели у остывшего очага и говорили о категориях… Хорошее было время, Герцен.--------------------------
БАКУНИН. Сами по себе люди благородны, щедры, неиспорченны. Они могли бы создать совершенно новое общество, если бы только не были слепы, глупы и эгоистичны.
ГЕРЦЕН. Это одни и те же люди или другие?
БАКУНИН. Те же самые.
--------------------------
ГЕРЦЕН.
монолог, по которому все остальные роли Исаева мы измеряем в микрогерценахТы помнишь, в детстве были такие картинки-загадки… Вроде бы обыкновенные рисунки, но с ошибками – часы без стрелок; тень падает не в ту сторону; солнце и звезды одновременно на небосводе. И подпись: «Что не так на картине?» Твой сосед по парте исчезает ночью, и никто ничего не знает. Зато в парках подают мороженое на любой вкус. Что не так на картине? Братьев Критских забрали за оскорбление царского портрета; Антоновича с друзьями – за организацию секретного общества, то есть за то, что они собрались у кого-то в комнате и вслух прочитали памфлет, который можно купить в любой парижской лавке. Молодые дамы и господа скользят лебедиными парами по катку. Колонна поляков, бряцая кандалами на ногах, тащится по Владимирской дороге. Что не так на картине? Ты слушаешь? Ты ведь тоже часть этой картины. С некоторых пор профессор Павлов, подмигивая, пристает к нам с философскими вопросами. «Вы желаете понять природу реальности? Ну-с, а что мы понимаем под реальностью? А под природой? А что мы понимаем под пониманием?» А ведь это философия. Но в Московском университете философию преподавать запрещено. Она представляет угрозу общественному порядку. Профессор Павлов читает курс по физике и агрономии, и лишь центробежная сила относит его от чересполосицы к философии природы Шеллинга…
<...>
(Оборачиваясь.) Этот по-прежнему там ходит… как волк в засаде, голодный волк… Ему не помешало бы новое пальто.
СТАНКЕВИЧ (не обращая внимания, смотрит по сторонам). Да… ты прав… что-то не так… Солнце светит, как летом, а лед на катке не тает. День состоит из разных дней, он не подчиняется смене времен года. (Оборачиваясь.) Нет… это он меня дожидается. (Герцену.) Знаешь, напрасно ты обидел Полевого. Политические убеждения – это всего лишь мимолетные призраки в кажущемся мире.
ГЕРЦЕН (вежливо). Надеюсь, ты скоро поправишься. (Оборачивается.) Может быть, тебе сходить к нему? Узнать, что ему нужно? (Он доедает мороженое и кладет деньги на стол.) Что нам делать с Россией? Тебя, Станкевич, я в расчет не беру, но что делать? Ты помнишь Сунгурова? Когда Сунгурова везли в Сибирь, он ухитрился сбежать из-под конвоя… Полиция вышла на его след, он понял, что выхода нет, и перерезал себе горло, но не до конца… Разумеется, его снова судили и отправили на рудники, конфисковав все имущество. Это имущество состояло из семисот душ. Что не так на картине? Да ничего. Просто это Россия. Поместье здесь измеряется не в десятинах, а в количестве взрослых крепостных душ мужского пола. И борцом за перемены здесь становится не взбунтовавшийся раб, а раскаявшийся рабовладелец. Поразительная страна! Нужен был Наполеон, чтобы затащить нас в Европу. Только после этого от стыда за Россию, за самих себя мысли о реформах забродили в головах у возвращающихся офицеров. <...> ----------------------------
БЕЛИНСКИЙ.
нам от этого не легче, если всякий раз при слове «Россия» мы начинаем смущенно ухмыляться и дергаться, как полоумные. «Россия!» А, ну да, извините. Вы же сами понимаете: глухомань – не история, а варварство; не закон, а деспотизм; не героизм, а грубая сила, и вдобавок эти всем довольные крепостные. Нет! Пропади она пропадом, эта общественная цель. Нет, я имею в виду, что литература может заменить, собственно, превратиться в… Россию! Она может быть важнее и реальнее объективной действительности. Когда у художника есть только идея, он всего лишь писака, может – талантливый, но этого недостаточно, нам от этого не легче, если всякий раз при слове «Россия» мы начинаем смущенно ухмыляться и дергаться, как полоумные. «Россия!» А, ну да, извините. Вы же сами понимаете: глухомань – не история, а варварство; не закон, а деспотизм; не героизм, а грубая сила, и вдобавок эти всем довольные крепостные. Для мира мы лишь наглядный пример того, чего следует избегать. Но великий художник способен все изменить, я имею в виду Пушкина до, скажем, «Бориса Годунова», он теперь, конечно, исписался, ни одной великой поэмы за годы, но даже Пушкин… или Гоголь с его новыми рассказами, точно, Гоголь, и будут другие, я знаю, что будут, и скоро, у нас все новое растет не по годам, а по часам. Вы понимаете, о чем я? Когда при слове «Россия» все будут думать о великих писателях и практически ни о чем больше, вот тогда дело будет сделано. И если на улице Лондона или Парижа вас спросят, откуда вы родом, вы сможете ответить: «Из России. Я из России, жалкий ты подкидыш, и что ты мне на это скажешь?!»----------------------------
о семейной жизни БелинскогоКАТЯ. Тебя не было дольше, чем ты обещал… Почему ты мне не писал?
БЕЛИНСКИЙ. Ты же неграмотная.
КАТЯ. Ну и что.----------------------------
в этом весь БелинскийБЕЛИНСКИЙ. И само это место, Премухино. Представь, раннее свежее утро: все чирикает и квакает, посвистывает и плещется, будто природа беседует сама с собой; и закат дышит – живой, как пламя… Там понимаешь, что Вечное и Универсальное может быть реальнее, чем твоя обыденная жизнь, чем эта комната и весь мир, замерший за ее окнами. Там начинаешь верить в возможность спасения и жизни там, в вышине, под покровом Абсолюта.
КАТЯ (у нее не хватает терпения слушать). Ты можешь мне по-человечески рассказать, как там было?
БЕЛИНСКИЙ. Ужасно.
Он сдается и начинает всхлипывать. Катя, расстроенная и встревоженная, обнимает его и держит, пока он не приходит в себя.
КАТЯ. Ничего… ничего… Ну что ты?
БЕЛИНСКИЙ (оправляется). Не учись грамоте, Катя. Слова все только путают. Они выстраиваются как им угодно, безо всякой ответственности за обещания, которые не могут выполнить, и делай с ними что хочешь! «Объективный мир – это пока бессознательная поэзия души». Что значат эти слова? «Духовный союз прекрасных душ, достигающих гармонии с Абсолютом». Что это значит?
КАТЯ. Я не знаю.
БЕЛИНСКИЙ. Они ничего не значат, а ведь я понимал их так ясно!----------------------------
и снова Белинский во всей своей мощи и красеБЕЛИНСКИЙ. Тебя уже можно поздравить?
СТАНКЕВИЧ. Еще нет. По крайней мере, официально. (Пауза.) Белинский… скажи Любови, что для меня она слишком хороша.
БЕЛИНСКИЙ. Ты ей подходишь. Вы можете сделать друг друга счастливыми.
СТАНКЕВИЧ. Счастье – это гармония с природой.
БЕЛИНСКИЙ. Станкевич, ты когда-нибудь испытывал… страсть?
СТАНКЕВИЧ. Я знаю, что испытал очень сильное чувство, когда она опустилась на колени, чтобы снять с Натали конек…
БЕЛИНСКИЙ. Это то самое.
СТАНКЕВИЧ. Но брак… он…
БЕЛИНСКИЙ…существует.
СТАНКЕВИЧ. В своем иллюзорном смысле да. И все это совместное хозяйство…
БЕЛИНСКИЙ. Существует.
СТАНКЕВИЧ. И… знаешь ли… дети.
БЕЛИНСКИЙ. Существуют.
СТАНКЕВИЧ. Семейная жизнь. Зимние вечера у камина.
БЕЛИНСКИЙ. Существуют.
СТАНКЕВИЧ. А что же тогда тень на стене пещеры?
БЕЛИНСКИЙ. А вот это философия.----------------------------
Михаил Бакунин во всем своем сиянии и великолепии, а также сельском хозяйствеМИХАИЛ. Я должен ехать домой.
БЕЛИНСКИЙ. Что-нибудь случилось?
МИХАИЛ. Сельское хозяйство!
БЕЛИНСКИЙ. Что значит «сельское хозяйство»?
МИХАИЛ. Вот именно! Станкевич уже сколько месяцев сидит в Берлине, у профессора, который был прямым учеником Гегеля. А мой отец обещает заплатить по моим долгам, только если я соглашусь изучать сельское хозяйство!
БЕЛИНСКИЙ. Почему именно сельское хозяйство?
МИХАИЛ. Выясняется, что Премухино – это сельское хозяйство. Ты, наверное, думал, что оно просто существует само по себе, да? Такое эстетическое явление природы, вроде василька, только больше.
БЕЛИНСКИЙ. Нет, я так не думал.
МИХАИЛ. Ну, а я думал именно так. ----------------------------
ГЕРЦЕН:
монолог о книжных решениях целикомЧего вам нужно? Хлеба? К сожалению, хлеб в теорию не входил. Мы люди книжные и решения знаем книжные. Проза – вот наша сила. Проза и обобщение. Но пока все идет просто замечательно. В прошлый раз – во времена Робеспьера и Дантона, в тысяча семьсот восемьдесят девятом – произошло недоразумение. Мы думали, что сделали открытие, что социальный прогресс – это наука, как любая другая. Предполагалось, что Первая республика будет воплощением просвещенного разума, морали и справедливости. Согласен, результат стал горьким разочарованием. Но теперь у нас совсем новая идея. Теперь История – главное действующее лицо и одновременно автор пьесы. Мы все – участники драмы, которая развивается зигзагами, или, как мы говорим, диалектично, и которая должна завершиться всеобщим благополучием. Возможно, не для вас. Возможно, не для ваших детей. Но всеобщее благополучие – это наверняка, можете поставить в заклад вашу последнюю рубаху, которая, как я вижу, у вас еще есть. Ваша личная жертва, прочие бесчисленные жертвы, принесенные на алтарь Истории, все преступления и безумства нашего времени, которые вам могут казаться бессмысленными, – все они только часть гораздо большей драмы. Наверное, вам она сейчас не по вкусу. Что ж, на этот раз судьба так повернулась, что вы – это зиг, а они – заг.----------------------------
Оттого что дети взрослеют, мы думаем, что их предназначение – взрослеть. Но предназначение ребенка в том, чтобы быть ребенком.БАКУНИН. Маленький Коля – его жизнь оборвалась так рано! Кто этот Молох?
ГЕРЦЕН. Нет, не то, совсем не то. Его жизнь была такой, какой была. Оттого что дети взрослеют, мы думаем, что их предназначение – взрослеть. Но предназначение ребенка в том, чтобы быть ребенком. Природа не пренебрегает тем, что живет всего лишь день. Жизнь вливает себя целиком в каждое мгновение. Разве мы меньше ценим лилию от того, что она сделана не из кварца и не на века. Где песня, когда ее спели, или танец, когда его станцевали? Только люди хотят быть хозяевами своего будущего. Мы твердим себе, что у мироздания нет других забот, кроме наших судеб. Каждый день, каждый час, каждую минуту мы видим непредсказуемый хаос истории, но думаем, что художник что-то перепутал. Где единство, где смысл величайшего творения природы? Ведь должна же непредсказуемость течения миллионов ручейков случайности и своеволия быть уравновешена прямым как стрела подземным потоком, который всех нас несет туда, где нам назначено быть. Но такого места на Земле нет, потому оно и зовется Утопией. В гибели ребенка не больше смысла, чем в гибели армий или наций. Был ли ребенок счастлив, пока он жил? Вот должный вопрос, единственный вопрос. Если мы не можем устроить даже собственного счастья, то каким же надо обладать запредельным самомнением, чтобы думать, что мы можем устроить счастье тех, кто идет за нами.
@темы:
книги,
театр,
цитаты,
политика
А компания нам всегда нужна и уместна.
И смотреть, если будет возможность!
Горите с нами
кто как! Я вот считаю, что Бейн, говорящий как Герцен, - это не так мощно, как Герцен, говорящий как Герцен. Поэтому микроГерцен.
Хотя, конечно, внезапные программные речи иногда сбивают прямо-таки с ног напором))) Так что, могу тебя понять)
когда выберем день, просигналим)
Но я больше не могу слушать его в фильмах. Потому что он везде такой Герцен.
Особенно бесит, когда он Реннера озвучиваетЯ уже говорила, что вообще не вижу там Харди?
Нет, но я догадался. У меня примерно такие же ощущения.