Влияние сексизма на жизнь ЛГБТКИА-людей
лекция (прочитана на “Неделе против гомофобии, бифобии и трансфобии 2014”)

Краткое содержание: обзорная лекция, в которой будут затронуты такие вопросы как "невидимость" лесбиянок, активное стирание идентичности бисексуалок, трансмизогиния, состояние "между двух огней" у транс мужчин, разная степень доступности гендерных идентичностей типа "гендерквир" для людей с мужским и женским акушерским полом.
-------------------------------

Сначала о том, что я буду иметь в виду, говоря о сексизме. Сексизм - это социальная система связанных с полом и гендером представлений, приводящих к предвзятому и дискриминационному отношению, а также само это отношение.

При этом, социально закрепленные представления о гендере таковы, что мужской гендер подразумевается как “общечеловеческий” или гендер по умолчанию, женский - как особый случай или исключение, а все остальные гендеры - как вообще фантастистические случаи, не достойные рассмотрения.

Понятие сексизма также тесно связано с андроцентризмом, а именно с предпочтением черт и характеристик, маркированных как мужские или маскулинные в данной культуре, чертам и характеристикам, маркированным как женские или фемининные в данной культуре, - и если речь идет об отношении к человеку, то предпочтение это отдается вне связи с действительным гендером человека.

Примерами андроцентризма могут быть:
- ожидание того, что мальчики и мужчины не смогут заинтересоваться фильмами, книгами, комиксами, сериалами и другими произведениями, которые сосредоточены вокруг женских или фемининных персонажей - в сочетании с представлением о том, что произведениями, сосредоточенными вокруг мужских или маскулинных персонажей могут заинтересоваться все (существуют понятия “женской литературы” и “женских сериалов”, но нет аналогичных понятий для мужского гендера. И для всех других гендеров, но уже потому, что им современные культурные установки отказывают даже в существовании).
- представление о том, что хобби и профессии, которые маркируются как маскулинные, серьезнее и важнее тех, что маркируются как фемининные;
- предположение о том, что главные зрители и читатели - мужчины (желательно, цисгендерные, гетеросексуальные, среднего класса, титульной для страны национальности, но это уже не так важно), т.н. “мужской взгляд”.
- языковой мужской род как род по умолчанию, а также существование большого количества феминитивов, у которых негативные конотации или сниженное/пренебрежительное оценочное значение появляется именно из-за того, что они подразумевают фемининность (“истеричка”, “врачиха”, “командирша”, да и просто “баба”);
- обозначение объединений женщин как принципиально иных явлений по сравнению с аналогичными мужскими объединениями (так, нет соревнований по мужским и женским шахматам, мужскому и женскому футболу; есть “соревнования по шахматам” и “соревнования по женским шахматам”, “соревнования по футболу” и “соревнования по женскому футболу”).

читать дальше

@темы: гендер, privilege, lgbtiq, гендерквирность

Комментарии
13.04.2014 в 23:38

А кто сказал, что будет легко?..
Как всегда у меня лаги в терминологии. И как всегда - есть над чем подумать.
17.04.2014 в 15:41

Всегда надо все бросать, если тебя посетило вдохновение, понимаешь, а меня оно сейчас посетило. «Ла, ла, ла», — поет что-то во мне, и я знаю, что это вдохновение.
Пока сложно собраться с мыслями и написать более толковый комментарий, поэтому просто скажу спасибо за текст!
25.04.2014 в 10:15

мастер Пафоса
простыня ответных мыслей =)
25.04.2014 в 10:41

Эдлиг, :kiss:

Упоротый котег, более толковый комментарий совсем не обязателен)

Lis_Uliss, О, может, как раз в этом причина, что я в какой-то момент просто не смогла дальше смотреть "Однажды..." , хотя, вроде бы, там есть многое из того, что меня радует и что мне нравится. Надо подумать))
25.04.2014 в 10:50

мастер Пафоса
Kasem, у меня к "Однажды..." отношение двойственное. С одной стороны, авторы создали интересный юнгианский движок. С другой - ну, у Юнга тоже были специфичные идеи, во-первых; а во-вторых - сериал очень быстро скатился до "мыльной оперы" в сказочных декорациях. Есть такие вот "мыльные оперы", где в центре внимания - не история успеха, а история семейных травм. И, вроде, интересно - но почему-то быстро разочаровывает. Психоанализ есть, а психотерапии нет. Как-то так.

Я всё еще думаю насчет "Дюны" написать, просто сил и времени пока что йок, а там надо много и вкусно курить. Если совсем вкратце, у нас там есть женщины-псевдореформаторы (всегда высокостатусные дочери важных мужчин и жены сильных мужчин) и псевдоматриархальное тайное правительство. Но на самом деле всё не так просто, а намного проще и печальней, увы-увы. Когда я посмотрел на Арракис взрослым глазом - мне стало до чертиков обидно за множество интересных персонажей (не только женских), с которыми автор поступил так, как поступил, в общем.
25.04.2014 в 11:00

А кто сказал, что будет легко?..
Kasem, со времени первого комментария я успел вывести "мужской взгляд" из пассивного словарного запаса. Работа таки идет. Какой я лютый треш видел недавно... расскажу на ГР
25.04.2014 в 11:45

Lis_Uliss, спасибо, что хотя немножко поделились своими мыслями о "Дюне". Мне было интересно, хотя и не очень в теме канона.
На какие-то более развернутые ответы мозга сейчас нет :alles:

Эдлиг,
Буду ждать. У меня, кажется, на ГР тоже намечает РАБОТА :lol: Расскажу при случае в привате)
25.04.2014 в 11:57

мастер Пафоса
Kasem, у меня с мозгом - аналогично)
25.04.2014 в 13:30

Lis_Uliss, давайте держаться вместе)))
25.04.2014 в 13:35

мастер Пафоса
27.05.2014 в 18:55

It's a kind of magic
Kasem, спасибо Вам большое за пост, это очень важная и ценная информация, дающая повод задуматься.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии